ОТМЕНА КАТЕГОРИЙ СЛОЖНОСТИ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА – ЧТО СТОИТ ЗА «УЛУЧШЕНИЯМИ?»

Blog page
stroy-assyria

Комментирует Ольга Иванова, юрист Адвокатской компании «АССИРИЯ»

12 июля 2016 года Верховная Рада Украина на своем заседании осуществила очередной шаг к дерегуляции в сфере строительства для субъектов хозяйствования. Так, напоминаем, депутаты приняли за основу законопроект № 4733-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности».

Так, законопроект направлен на ликвидацию такого понятия как «категория сложности объекта», что по мнению инициаторов законопроекта является пережитком советского прошлого и фактически «задваивает» понятия, оставляя своеобразный wiggle room (англ. «пространство для маневра») и позволяя недобросовестным застройщикам использовать нечеткую грань между некоторыми из категорий с целью фактического «упрощения» для себя разрешительных процедур и снижения рисков инвестиционной непривлекательности объекта строительства. Распространенной ситуацией на практике являются случаи, при которых застройщик, например, относит строительство многоквартирного жилого комплекса к объекту III категории сложности, когда фактически такой объект явно не может относится к заявленной застройщиком категории. Согласно данным Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины в период с 2014 по 2015 гг. около 17 000 (!) объектов оказались не в предусмотренной строительными нормами категории. Этому есть логическое объяснение: разность подходов кроется в разрешительных процедурах и застройщику легче заплатить штраф, нежели идти законным путем и проводить экспертизу проекта и наличия разрешения на строительство объекта.

Основополагающими задачами этого законопроекта являются:

  • — упрощение разрешительных процедур в сфере градостроительства, в том числе имплементация уведомительного принципа разрешительных процедур в строительстве;
  • — изменение существующего подхода к классификации объектов строительства с целью борьбы со злоупотреблениями недобросовестными застройщиками;
  • — приведение действующего законодательства Украины в соответствие с актами Европейского Союза.

На сегодня указанным законопроектом предусматривается отменить определение категории сложности объектов строительства, и оценивать объект по классам последствий:

  • — незначительный (I — II),
  • — средний (III — IV)
  • — значительный (IV).

Такой подход, безусловно, правильный, т.к. основан на принципах риск-менеджмента, когда уровень государственного регулирования и надзора базируется на потенциальных рисках, к которым могут привести нарушения в процессе и результате строительства такого объекта.

Безусловно, определение в качестве приоритетного такого подхода к классификации, основанного на возможных последствиях, позволит исключить «размытость» и законодательное несовершенство некоторых регулятивных процедур в градостроительной деятельности, однако за очевидным «покращенням» (что однозначно имеет место быть) содержатся также очевидные недоработки предполагаемых улучшений:

  • — изменениями предусматривается отнесение объекта строительства к тому или иному классу последствий (ответственности) непосредственно проектной организацией и заказчиком строительства, в то время как в действующей на сегодня редакции закона такими полномочиями проектная организация и застройщик наделялись лишь в отношении I, II, III категорий сложности, а порядок отнесения к IV и V категории сложности определялся исключительно Кабинетом Министров Украины;
  • — снижается установленный размер ответственности за эксплуатацию объектов строительства, не принятых в эксплуатацию, а также предоставление недостоверных данных в акте готовности объекта к эксплуатации относительно объектов IV и V категорий сложности или объектов со средним и значительным классом последствий.

Так, например, на данный момент за строительство и эксплуатацию атомной электростанции (а именно такой объект относится к наивысшей V категории сложности) подобное нарушение наказывается штрафом в размере 700-800 НМДГ, в то время как законопроектом предлагается снизить такой размер в диапазоне 600-700 НМДГ в соответствии с КоАП Украины. Также зафиксировано снижение размера ответственности за выполнение строительных работ без получения разрешения на их выполнение.

Следует отметить также то, что законопроектом предлагается ввести обязательную экспертизу проектов строительства объектов, относящихся к среднему и значительному классу последствий, что, очевидно, будет способствовать минимизации количества злоупотреблений со стороны застройщиков по умышленному занижению категорий строительства.

Необходимо признать, что предлагаемый документ безусловно содержит множество положительных изменений на пути к задекларированной дерегуляции, но в то же время подмена понятий в разрешительных документах и процедурах, изменение классификационных подходов к объектам строительства едва ли является качественным реформированием одной из наиболее рисковых и опасных сфер хозяйственной деятельности – градостроительной, на фоне сопутствующего снижения штрафов и наделения серьезными полномочиями заинтересованных субъектов (проектировщиков и заказчиков) при определении классов последствий.

Подводя итоги, отметим, что вероятность того, что такой законопроект пройдет предусмотренную законодательством процедуру и будет подписан президентом Украины достаточно велика, однако будем надеяться, что в процессе работы над ним депутаты все-таки осуществят необходимую доработку данного документа с целью защиты не только своих интересов, а и интересов инвесторов недвижимости и общества.

Поделиться с Вашими друзьями и партнерами