Согласно ст. 1 Закона Украины «О Государственном земельном кадастре» все участки земли подлежат обязательной государственной регистрации с присвоением уникального идентификатора. Таким образом, кадастровый номер земельного участка — это индивидуальный набор цифр, присваиваемый конкретному участку, который остается неизменным в течение всего его существования даже при изменении права собственности. В нем зашифрована информация о месторасположении, целевом назначении, границах и владельце участка, а его наличие подтверждает, что имущество официально зарегистрировано в ГЗК (Государственном земельном кадастре) и, соответственно, никто другой, кроме законного собственника, не может предъявить на него свои права. 

Как узнать кадастровый номер земельного участка, получить его, восстановить и посмотреть кадастровый номер на карте, будет подробно рассмотрено далее.

Формат кадастрового номера земельного участка

Как уже было сказано ранее, кадастровый номер на землю представляет собой уникальный цифровой идентификатор.  Кадастровый номер на землю состоит из девятнадцати цифр, разбитых на четыре части и расположенных в определенной последовательности:

  • в первых десяти цифрах зашифрован населенный пункт, в котором расположена земля, например 8000000000 — обозначает расположение в Киеве или Киевской области;
  • следующие две являются цифровым идентификатором зоны;
  • три числа за ними обозначают квартал;
  • последние четыре цифры содержат информацию о конкретном расположении. 

Таким образом, публичный кадастровый номер выглядит следующим образом:

ХХХХХХХХХХ:ХХ:ХХХ:ХХХХ.

При этом в пределах квартала возможна нумерация не более 9999 участков.

Как узнать кадастровый номер земельного участка?

База кадастровых номеров земельных участков позволяет кадастровый номер участка посмотреть на карте. С ее помощью вы можете найти кадастровый номер по адресу, узнать назначение земли по кадастровому номеру, данные о ее владельце, увидеть план. 

Чтобы посмотреть кадастровый номер, достаточно ввести точный адрес в надлежащую ячейку для осуществления поиска. Поиск земельного участка по кадастровому номеру выполняется аналогичным образом путем внесения цифр идентификатора в соответствующее поле. 

В некоторых случаях бывает так, что найти землю по кадастровому номеру не получается, несмотря на наличие государственного акта, подтверждающего право собственности. Это случается ввиду того, что цифровой идентификатор не присваивался либо соответствующая информация о ней не вносилась на карту. 

В такой ситуации может потребоваться восстановление кадастрового номера земельного участка

Когда необходимо присваивать кадастровый номер земельному участку?

Земельный кадастровый номер должен быть абсолютно у всех участков, так как без него невозможно осуществлять никакие юридические процедуры, включая:

  • куплю/продажу;
  • куплю/продажу расположенного на участке строительного объекта, здания или жилого дома;
  • дарение, обмен и прочие сделки;
  • передачу недвижимости в наследство. 

Вносить землю в реестр кадастровых номеров земельных участков и присваивать ей уникальный цифровой идентификатор нужно обязательно в следующих случаях:

  • при наличии у владельца акта права собственности устаревшего образца;
  • если у собственника есть государственный акт на право постоянного использования, оформленный до 2004 года;
  • если имеется право собственности на строения, расположенные на земле без цифрового идентификатора, и которую необходимо продать, подарить или передать в наследство;
  • при отсутствии идентификатора у участка, входящего в наследственную массу;
  • в процессе приватизации земли под домом, владение которым зарегистрировано;
  • в случаях, когда земля под домом, находящимся в собственности, не имеет соответствующего номера;
  • для земли, находящейся в аренде согласно договору, заключенному ранее 2004 года, и отсутствующей в реестре. 

Таким образом, ответ на вопрос, нужен ли кадастровый номер при вступлении в наследство, однозначный: нужен, как и при любой другой операции с земельными участками, согласно ст. 132 действующего Земельного Кодекса. 

Для регистрации права наследования земли наследник должен предъявить один из следующих документов:

  • государственный акт установленного образца, подтверждающий право собственности на землю, принадлежащую наследодателю;
  • свидетельство о праве на наследство с приложенным к нему актом и соответствующими отметками нотариуса или территориального органа земельных ресурсов;
  • соглашение о переходе права собственности с актом, заверенным соответствующими отметками, подтверждающими переход такого права. 

При этом согласно п.10 раздела VII ЗУ «О государственном земельном кадастре» все документы, выданные ранее вступления в законную силу указанного Закона для подтверждения права собственности или постоянного пользования, считаются действительными и могут использоваться в качестве основания для присвоения цифрового идентификатора. 

Процедура получения кадастрового номера

Для получения цифрового идентификатора землю необходимо зарегистрировать у государственного регистратора в ГЗК (Государственном земельном кадастре). 

Необходимо пройти процедуру регистрации в Государственном земельном кадастре, которая проводится регистратором. 

Согласно ст. 1 ЗУ «О Государственном земельном кадастре» процедура предполагает внесение земли в реестр кадастровых номеров земельных участков одновременно со сведениями о его формировании и присвоении ему уникального цифрового идентификатора. 

Для прохождения процедуры регистрации необходимо предъявить землеустроительную документацию и документы, подтверждающие право собственности. 

Кто и как разрабатывает землеустроительные документы?

Согласно ст. 22 ЗУ «О землеустройстве» землеустроительные документы выдаются на основании договоров между физическими и юридическими лицами, являющимися землепользователями или землевладельцами, и официально зарегистрированными разработчиками землеустроительной документации. 

Соответственно, выполнять работы по изготовлению и выдаче необходимой документации могут исключительно лица, получившие государственный квалификационный сертификат инженера-землеустроителя. Ознакомиться с перечнем зарегистрированных исполнителей можно на сайте Госгеокадастра. 

Таким образом, для получения землеустроительной документации необходимо обратиться напрямую к сертифицированному инженеру-землеустроителю либо в организацию, в составе которой числится такой специалист, и заключить с ними договор. 

Важно, чтобы в договоре были четко прописаны окончательные сроки выполнения работ, так как согласно ст. 28 ЗУ «О землеустройстве» их разработка не может длиться более полугода. 

Процесс подготовки землеустроительной документации выглядит следующим образом:

  • Сбор информации. На этом этапе исполнитель анализирует документы, подтверждающие присвоение права пользования или собственности на землю, а также изучает сведения о наличии споров касательно границ участка, ограничений на использование, наличии сервитутов и прочие данные, необходимые для выполнения дальнейших работ. 
  • Геодезические работы. Съемка для установления четких границ участка.
  • Согласование границ. Подтверждение на согласие с установленными в процессе съемки границами от владельцев и пользователей смежных участков. 
  • Восстановление границ.  Определение границ на местности.
  • Изготовление кадастрового плана.
  • Картографические, камеральные и землеустроительные мероприятия.
  • Составление и оформление технической документации в бумажной и электронной версиях. 

Процесс регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре

Согласно ст. 24 ЗУ «О Государственном земельном кадастре» регистрационные действия касательно земельных участков в ГЗК осуществляются по месту их геолокации. Регистрация кадастрового номера проводится государственным регистратором местного органа исполнительной власти — Госгеокадастра (службы по вопросам кадастра, геодезии и картографии). 

Подать документы для регистрации регистратору можно через ЦНАП (центр предоставления админуслуг). На сегодняшний день также существует возможность проведения государственной регистрации дистанционно через сайт Единого государственного портала админуслуг, после чего будет выдана выписка кадастровый номер

Перечень документов, необходимых для получения кадастрового номера

Для присвоения цифрового идентификатора и получения соответствующей выписки необходимо подать государственному регистратору следующий пакет документов:

  • заявление о государственной регистрации, написанное по установленной форме;
  • согласованную землеустроительную документацию (оригинал);
  • электронную версию технической документации;
  • заверенную нотариусом доверенность, предусматривающую подачу документов представителем собственника земли в случае, если документация подается уполномоченным лицом, а не владельцем; 
  • копии паспорта и ИНН собственника и уполномоченного лица в случае, если документы подаются через представителя.

Подать заявление можно лично либо переслать пакет документов по почте ценным заказным письмом с уведомлением о вручении и перечнем всех вложений.

При подготовке и подаче документов у собственника может возникнуть множество вопросов из-за несовершенства действующего законодательства и бюрократических сложностей, разобраться в которых поможет консультация юриста.

Сроки присвоения кадастрового номера земельному участку

Многих волнует вопрос, сколько по времени делается кадастровый номер

Стоит учитывать, что перед осуществлением регистрации проведение проверки документации на соответствие действующему законодательству является обязательным.  После нее регистратор принимает решение о проведении регистрации или отказе в ее проведении с указанием причин. 

Длительность рассмотрения пакета документов составляет 14 дней с момента подачи заявления. 

В случае принятия положительного решения данные о земельном участке вносятся в ГЗК и ему присваивается цифровой идентификатор, после чего заявитель получает соответствующую выписку, которая включает все данные о земельном участке и его владельце, а также земельный план. 

Пакет документов, предназначенный для выдачи заявителю, передается в ЦНАП, о чем он получает соответствующее уведомление. После присвоения цифрового идентификатора становится доступна онлайн-проверка кадастрового номера, при которой можно увидеть кадастровый номер на карте, посмотреть план земли по кадастровому номеру, площадь участка, его целевое назначение и данные о собственнике

Изменение кадастрового номера

Отмена присвоения номера возможна исключительно в случае отмены государственной регистрации земельного участка, о чем гласит ст.16 соответствующего ЗУ. Стоит учитывать, что при смене собственника или законного пользователя цифровой идентификатор остается неизменным и отмене не подлежит, так как привязан исключительно к участку, а не к его владельцу.

Государственную регистрацию могут отменить по следующим причинам:

  • объединение или разделение участка;
  • незарегистрированное вещное право в течение года после государственной регистрации участка.

Таким образом, объединение кадастровых номеров не проводится, а в случае соединения двух и более участков в один земле с измененными границами присваивается новый номер. 

При отмене госрегистрации регистратор обязан уведомить о ней заявителя в течение 10 дней после принятия соответствующего решения. 

Регистрация прав собственности на недвижимость входит в перечень услуг АО «Ассирия». Наши адвокаты помогут быстро разобраться во всех законодательных тонкостях, собрать необходимые документы, зарегистрировать землю в ГЗК и получить цифровой идентификатор в кратчайшие сроки. 

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Надішліть нам заявку на отримання консультації!
Наш консультант зв'яжеться з Вами
протягом робочого дня