Отношения между представителями бизнеса и налоговыми органами существенно влияют на развитие экономики, своевременность и полноту уплаты налогов в госбюджет и инвестиционный климат в стране. Они касаются всех субъектов хозяйственной деятельности и физических лиц-предпринимателей, имеющих доходы. Вмешательство налоговой службы в деятельность компаний носит системный характер, поэтому бухгалтерская служба, ответственная за своевременное начисление и уплату платежей в бюджет, обязана знать, что является основанием для их проведения и как узнать о проверке налоговой. Все виды налоговых проверок являются потенциально опасными, потому что широкие полномочия контролирующих органов грозят большими штрафами. Все о налоговых проверках можно узнать из информации, представленной ниже.
Виды налоговых проверок
Определение того, что такое налоговые проверки и их виды, дано в ст. 75 НКУ. Право ГНС на проведение проверок определено в ст. 20 Налогового кодекса Украины. Но каждая проверка имеет свою специфику, поэтому представителям бизнеса важно знать, что проверяет налоговая проверка Украина, и перед ее проведением получить юридическую консультацию онлайн.
Названия и особенности представлены в таблице:
Вид проверки | Объект проверки | Особенности проведения |
Камеральная | Проводится с целью проверки данных, указанных в налоговых и таможенных декларациях, акцизных накладных. Информация берется из единых электронных реестров налогового администрирования и соответствующих электронных баз. | Проводится в здании налоговой инспекции. Для проведения проверки не нужно решение руководителя контролирующей организации.
|
Документальная: плановая | Проводится в соответствии с утвержденным планом-графиком проверок, в который включены предприниматели с высоким риском недостоверного начисления и неуплаты налоговых платежей. | Проверяемый должен быть уведомлен о проверке письменно за 10 календарных дней до проведения. Копию приказа и уведомление вручают под расписку. |
внеплановая | Проводится без предварительного оповещения субъекта несколько раз в год. Основания для проверки перечислены в п.п 1 – 18 ст. 78 НКУ. | Решение оформляется соответствующим приказом руководителя налоговой инспекции. |
выездная | Проводится по месту нахождения субъекта хозяйствования либо по месту расположения объекта, являющегося предметом проверки. | Основание для проведения проверки определено в п. 1.2 ст. 75 НКУ. |
невыездная | Осуществляется в отделении контролирующего органа. Присутствие налогоплательщика необязательно. | Решение принимает контролирующий орган, при этом оформляется приказ, копия которого вручается проверяемому под расписку. |
Фактическая | Осуществляется по месту ведения хозяйственной деятельности или нахождения объектов, являющихся собственностью налогоплательщика, для проверки порядка проведения наличных расчетов, кассовых операций и применения РРО. | Проводится внезапно. Основанием является ст. 80 НКУ. |
Если был нарушен порядок проведения налоговых проверок и руководитель не был своевременно уведомлен о плановой проверке, он вправе не допустить проверяющих на предприятие. Такая ситуация может расцениваться как временная защита от налоговых проверок. Десять дней — небольшой срок, но он позволит провести ревизию первичных бухгалтерских документов и устранить возможные недостатки.
Многих предпринимателей волнует вопрос: как избежать налоговой проверки и что для этого сделать? В первую очередь мы рекомендуем:
- не подавать отрицательные налоговые декларации по налогу на прибыль и НДС;
- не заключать договоры с нерезидентами и контрагентами, имеющими сомнительную репутацию (банкротами, оффшорными компаниями, а также теми, кто находится в стадии ликвидации);
- своевременно подавать налоговую отчетность и отвечать на запросы ГНС;
- следить за тем, чтобы число единоналожников не превышало 5 % от общей численности работников, а ЕСВ и другие зарплатные налоги не уменьшались более чем на 20 % за год;
- использовать РРО при расчете с покупателями и выдавать фискальные чеки;
- не допускать обжалования действий фискальных органов.
Категории налогоплательщиков, подпадающие под проверки
Согласно действующему законодательству налогоплательщики в Украине делятся на категории:
- Крупный капитал. В данную категорию входят юридические лица, у которых:
- годовой доход от реализации товаров и услуг за отчетный год превышает 50 млн евро (в эквиваленте) либо балансовая стоимость активов составляет более 20 млн евро;
- средняя численность работающих больше 250 человек.
- Средний бизнес. К нему относятся юридические лица с любой организационно-правовой формой собственности, а также физические лица-предприниматели, у которых:
- чистый доход по результатам хозяйственной деятельности составляет от 10 до 50 млн евро по курсу НБУ, а стоимость активов не превышает 20 млн евро;
- численность работников за отчетный период составляет от 50 до 250 человек.
- Субъекты малого предпринимательства. Это юридические лица и ФЛП с годовым доходом до 10 млн евро и численностью работников от 10 до 50 человек.
- К последней группе относится микробизнес. В эту категорию входят предприниматели с численностью работников до 10 человек и годовым доходом до 700 тыс. евро.
Документы, которые обязаны предъявить проверяющие
Плательщику налогов нужно знать, кто имеет право проверять предпринимателей. В 2020 году в Украине действовал мораторий на проведение налоговых проверок, но это не касалось пожарной инспекции и представителей органов исполнительной власти. Поэтому, если на предприятие пришел налоговый инспектор, следует убедиться, что он настоящий. То, какие документы при проверке налоговой должен предъявить проверяющий, определено пунктом 81.1 Налогового кодекса. К ним относятся:
- Направление, подписанное руководителем контролирующего органа и заверенное печатью. В документе должны быть указаны:
- наименование и реквизиты проверяемого объекта;
- номер приказа о проведении проверки;
- основания для налоговой проверки;
- цель и вид проверки (плановая, внеплановая, фактическая);
- сколько длится налоговая проверка;
- ФИО и должность инспектора, который будет осуществлять проверку.
- Служебное удостоверение проверяющего, образец которого утвержден приказом ГФС № 207 от 23.10.2014 года.
Как подготовиться к налоговой проверке
Все, что нужно знать при проверке налоговой инспекцией хозяйственной деятельности компании, определено в Налоговом кодексе Украины, но для любого руководителя налоговая проверка — неприятная процедура. Она пройдет безболезненно, если деятельность предприятия ведется в соответствии с действующим законодательством. Однако в реальной жизни налогоплательщики и контролирующие органы по-разному толкуют нормы закона. Поэтому руководителю следует знать, как подготовиться к налоговой проверке. Поскольку у каждой компании имеются нарушения в оформлении документов, их следует выявить заранее. При подготовке к проверке целесообразно:
- Провести совещание с главным бухгалтером фирмы, чтобы уточнить, какой период имеет право проверять налоговая, и определить меры, необходимые для устранения нарушений, которые могли возникнуть за 3 года, предшествующих проверке.
- Подготовить персонал. Сотрудники бухгалтерии должны знать, что имеет право проверять налоговая инспекция, поэтому для них нужно составить инструкции, как вести себя при встрече с инспектором.
- Провести ревизию бухгалтерских документов, связанных с уплатой налогов, ведением счетов, складского учета, денежных расчетов и оформлением отчетности.
- Пригласить аудитора. Он поможет выявить нарушения и проконсультирует, как пройти налоговую проверку с минимальными потерями.
- Позаботиться об адвокате, который обеспечит юридическое сопровождение проверок.
Особенности обжалования налоговой проверки
Документальное оформление результатов налоговой проверки предусмотрено ст. 86 Налогового кодекса Украины. После каждой проверки, за исключением камеральной и электронной, оформляется акт, если были выявлены нарушения, или справка, если нарушения не обнаружены. Документ составляется в двух экземплярах, его вручение выполняется под роспись налогоплательщика.
Если хозяйствующий субъект не согласен с решением инспектора, он должен знать, как обжаловать акт налоговой проверки. Согласно ст. 56 Налогового кодекса результаты могут быть обжалованы в два этапа:
- в досудебной форме путем подачи возражений на акт проверки и жалобы в контролирующий орган высшего уровня;
- в судебном порядке.
В первом случае письменное заявление или жалоба в вышестоящий контролирующий орган подается в течение 10 дней с момента вручения налогового уведомления–решения. К нему нужно приложить расчеты по начислениям сборов и штрафов, а также акты о результатах проверки. Контролирующий орган принимает решение в течение 20 дней с момента получения жалобы. Если субъект с ним не согласен, он может подать иск в административный суд. Пока досудебное или судебное разбирательство не закончится, сумма доначислений и штрафов считается несогласованной и не подлежит взысканию в бюджет.