Постоянная реорганизация и развитие электронных сервисов администрирования налогов, не исключает ни контрольно-проверочную, ни правоохранительную функцию налоговой службы. И эта функция явно выпадает за рамки бесконтактного общения.

 

   Хочу подчеркнуть, что наличие контрольно-проверочной и правоохранительной функций у налоговой в 99% случаев вызывает конфликт, суть которого лежит в плоскости диаметрального различия интересов его сторон. Интерес налоговой состоит в том, чтобы «Взять в бюджет». Интерес бизнеса «Сэкономить». Это абсолютно нормальная мотивация модели поведения участников конфликта, стара как мир, и не меняется много лет.

 

   Итак, я предлагаю рассматривать способы защиты прав бизнеса при проверках исходя из конфликтной составляющей.

 

   Что такое конфликт? Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Интересы каждого участника конфликта – Деньги (либо в виде налогов в бюджет либо экономия). Для бизнеса деньги являются и основной ресурсной составляющей конфликта.

 

   Исходя из этого, и для бизнеса и для налоговой, способ разрешения любого конфликта – либо победа либо компромисс. И здесь важную роль играет Цена победы или Цена компромисса.

 

   Таким образом, позитивное разрешение конфликта для бизнеса:

 

  1. Компромисс при проверке. Поясню. В большинстве своем бизнесу известны предполагаемые нарушения и размер налога, который будет начислен при проверке. И если сума доначисленного налога и возможных штрафов по результатам проверки сопоставима со стоимостью возможных судебных процедур, то, очевидно, это достойный и ответственный путь поведения бизнеса в конфликте (затраченный ресурс – «Деньги» сопоставим с затраченным временем).  Результат – ждем следующей проверки.
  2. Выиграш в споре об основаниях проверки. В случае недопуска к проверке, защита бизнеса при проведении проверки невозможна без обжалования оснований, которые послужили для ее проведения. Это обжалование в суд приказа на проверку. И если подобная перспектива победы в споре об  основаниях для проверки существует – то это наиболее короткий, и дешевый путь выхода из конфликта. Результат – либо от вас отстанут либо придут снова на проверку.
  3. Выиграш в споре по отмене начислений после проведения проверки. Наиболее длинный по затрате времени и сложно прогнозируемый в отношении результата способ. Однако грамотная защита прав и интересов бизнеса до проведения проверки, в ходе ее проведения, на стадии согласования результатов, на стадии судебного обжалования существенно повышаю шансы на благоприятный исход м выиграш в споре по отмене начислений.
  4. Тянем время в надежде на лучшее. Суть этого способа состоит в следующем. Недопускаем к проверке, обжалуем приказ на проведение, проигрываем спор по приказу, допускаем к проверке, обжалуем ее результаты. По затраченным ресурсам и по полученному времени в результате этого, при определенных обстоятельствах (например отсутствие интереса к бизнесу в будущем) может дать оптимальный способ разрешения конфликта. Сроки подобного процесса могут исчисляться годами. Негативным моментом может быть проиграш в споре о начислениях и перспектива уголовного преследования через время. Иногда длительное.

 

   После того как мы рассмотрели стратегии поведения бизнеса в конфликте, рассмотрим виды проверок, порядок их проведения. При этом, необходимо обратить ваше внимание на основаниях для проведения таких проверок, типичных нарушениях и способах защиты.

 

   ВИДЫ ПРОВЕРОК:

 

   – плановая проверка;

 

   – внеплановая проверка;

 

   – камеральная проверка;

 

   – фактическая проверка.

 

   Отдельно необходимо остановиться на таком обстоятельстве, как недопуск к проверке. Как его правильно оформить. Ведь отсутствие надлежащего оформления недопуска к проверке, говорит о том, что проверка начата, и плательщик налогов, по сути, лишается такого способа защиты, как недопуск к проверке.

 

   Очень важно на первоначальном этапе т.е. до момента принятия решения о недопуске к проверке, выявить максимальное количество нарушений, как тех, которые послужили основанием для проверки, так и формальных обстоятельств (недостатки приказа, направления, удостоверений и т.д.).

 

   Следует отметить, что документом, который фиксирует недопуск к проверке, является АКТ О НЕДОПУСКЕ К ПРОВЕРКЕ. Не акт отказа от получения приказа, направления, акт об отказе в предоставлении документов, а именно АКТ О НЕДОПУСКЕ К ПРОВЕРКЕ.

 

   В акте о недопуске в обязательном порядке плательщиком должна быть указана причина недопуска и ее мотивация 

 

   (например, предприятие не допускает к проведению внеплановой проверке, потому что все документы и пояснения были предоставлены на информационный запрос ЛИБО предприятие не предоставило документы и пояснения на информационный запрос, что явилось основанием для проверки, потому что информационный запрос не соответствовал требованиям Налогового  Кодекса или нарушены сроки извещения о проверке или проверкой охвачен период свыше 1095 дней).

 

   Целесообразно к акту о недопуске приложить пояснения предприятия о причинах и их мотивации. Как правило эти пояснения могут дублировать пояснения изложенные в акте о недопуске, но могут и отличаться, например в сторону расширения причин или мотивации причин.

 

   В обязательном порядке надо фиксировать не только дату но и время.

 

   Поясню почему.

 

   После недопуска у налоговой есть 24 часа на обращение в суд с представлением (не путать с иском) целью наложения админареста на имущество и расчетные счета плательщика налогов. И такое обращение рассматривается судом на протяжении 4-х суток после получения соответствующего материала от налоговой. Такое решение подлежит немедленному исполнению. 

 

   Отличие подобного обращения от иска о наложении админареста, состоит в том, что если суточный срок на подачу представления пропущен, или при назначении проверки или недопуске к проверке есть спор, то дело судом может рассматривается после подачи налоговой иска.

 

   ПРИ подаче иска, совершенно другие сроки рассмотрения, дело может проходить апелляцию, решение суда не подлежит немедленному исполнению. Таким образом, плательщик получает дополнительное время.

 

   Почему важно отдельно обжаловать ПРИКАЗ на проверку.

 

   В этом случае в суде будет находится 2 спора. Спор по иску налоговой о наложении админареста и спор по иску предприятия о законности приказа.

 

   Спор по иску о наложении админареста является производным от спора по законности приказа. И пока не будет рассмотрен спор о приказе (это как минимум 2 инстанции) не может быть рассмотрен спор о законности админареста. Поэтому решение о законности админареста принимается судом после принятия решение в споре о законности приказа.

 

   Что ВЫИГРЫВАЕТ предприятие. Как минимум время, Время, которое можно использовать для устранения нарушений, поиска денег для оплаты возможных доначислений, ожидания милости от государства в виде очередного налогового компромиса.

 

   Теперь об ответственности за недопуск к проверке:

 

   Виды ответственности, кроме моральной:

 

   СРАЗУ ОБРАДУЮ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ НЕТ!

 

  • Административная в виде штрафа до 255 гривен.
  • Административно-хозяйственная санкция в виде возможного блокирования деятельности предприятия в следствии применения админареста (например при наложении админареста на расчетные счет деятельность предприятия будет приостановлена).

 

   Исходя из этого, предприятие оценив все риски (риск возможных доначислений налогов и законности таких начислений, риск админареста, стоимость юридических услуг по судебным процедурам), может принять решение о выборе оптимальной модели поведения в конфликте.

 

   Относительно взаимодействия и защиты прав предприятия при проведении проверки.

 

   Общие рекомендации следующие:

 

  1. Работа с документами ревизором происходит только в офисе плательщика. Не желательно давать документы для проверки в налоговую. Эти вы сможете исключить несанкционированное копирование документов.
  2. Формализовать общение ревизора и предприятия. Этот формализм свести в письменную форму. Но такая модель может не всегда быть эффективной, иногда она должна быть прямо противоположной, в зависимости от ситуации.
  3. Исключите несанкционированный доступ ревизора к электронным носителям информации и регистрам учета в электронном виде. Не передавайте их ревизору для работы вне офиса.

 

Надішліть нам заявку на отримання консультації!
Наш консультант зв'яжеться з Вами
протягом робочого дня