Отношения между представителями бизнеса и налоговыми органами существенно влияют на развитие экономики, своевременность и полноту уплаты налогов в госбюджет и инвестиционный климат в стране. Они касаются всех субъектов хозяйственной деятельности и физических лиц-предпринимателей, имеющих доходы. Вмешательство налоговой службы в деятельность компаний носит системный характер, поэтому бухгалтерская служба, ответственная за своевременное начисление и уплату платежей в бюджет, обязана знать, что является основанием для их проведения и как узнать о проверке налоговой. Все виды налоговых проверок являются потенциально опасными, потому что широкие полномочия контролирующих органов грозят большими штрафами. Все о налоговых проверках можно узнать из информации, представленной ниже.

Виды налоговых проверок

   Определение того, что такое налоговые проверки и их виды, дано в ст. 75 НКУ. Право ГНС на проведение проверок определено в ст. 20 Налогового кодекса Украины. Но каждая проверка имеет свою специфику, поэтому представителям бизнеса важно знать, что проверяет налоговая проверка Украина, и перед ее проведением получить юридическую консультацию онлайн

Названия и особенности представлены в таблице:

Вид проверкиОбъект проверкиОсобенности проведения
КамеральнаяПроводится с целью проверки данных, указанных в налоговых и таможенных декларациях, акцизных накладных.  Информация берется из единых электронных реестров налогового администрирования и соответствующих электронных баз.Проводится в здании налоговой инспекции. Для проведения проверки не нужно решение руководителя контролирующей организации.

 

Документальная: плановаяПроводится в соответствии с утвержденным планом-графиком проверок, в который включены предприниматели с высоким риском недостоверного начисления и неуплаты налоговых платежей.Проверяемый должен быть уведомлен о проверке письменно за 10 календарных дней до проведения. Копию приказа и уведомление вручают под расписку.
внеплановаяПроводится без предварительного оповещения субъекта несколько раз в год. Основания для проверки перечислены в п.п 1 – 18 ст. 78 НКУ.Решение оформляется соответствующим приказом руководителя налоговой инспекции.
выезднаяПроводится по месту нахождения субъекта хозяйствования либо по месту расположения объекта, являющегося предметом проверки.Основание для проведения проверки определено в п. 1.2 ст. 75 НКУ.
невыезднаяОсуществляется в отделении контролирующего органа. Присутствие налогоплательщика необязательно.Решение принимает контролирующий орган, при этом оформляется приказ, копия которого вручается проверяемому под расписку.
ФактическаяОсуществляется по месту ведения хозяйственной деятельности или нахождения объектов, являющихся собственностью налогоплательщика, для проверки порядка проведения наличных расчетов, кассовых операций и применения РРО.Проводится внезапно. Основанием является ст. 80 НКУ.

    Если был нарушен порядок проведения налоговых проверок и руководитель не был своевременно уведомлен о плановой проверке, он вправе не допустить проверяющих на предприятие. Такая ситуация может расцениваться как временная защита от налоговых проверок. Десять дней — небольшой срок, но он позволит провести ревизию первичных бухгалтерских документов и устранить возможные недостатки.

   Многих предпринимателей волнует вопрос: как избежать налоговой проверки и что для этого сделать? В первую очередь мы рекомендуем:

  • не подавать отрицательные налоговые декларации по налогу на прибыль и НДС;
  • не заключать договоры с нерезидентами и контрагентами, имеющими сомнительную репутацию (банкротами, оффшорными компаниями, а также теми, кто находится в стадии ликвидации);
  • своевременно подавать налоговую отчетность и отвечать на запросы ГНС;
  • следить за тем, чтобы число единоналожников не превышало 5 % от общей численности работников, а ЕСВ и другие зарплатные налоги не уменьшались более чем на 20 % за год;
  • использовать РРО при расчете с покупателями и выдавать фискальные чеки;
  • не допускать обжалования действий фискальных органов.

Категории налогоплательщиков, подпадающие под проверки

Согласно действующему законодательству налогоплательщики в Украине делятся на категории:

  1. Крупный капитал. В данную категорию входят юридические лица, у которых:
  • годовой доход от реализации товаров и услуг за отчетный год превышает 50 млн евро (в эквиваленте) либо балансовая стоимость активов составляет более 20 млн евро;
  • средняя численность работающих больше 250 человек.
  1. Средний бизнес. К нему относятся юридические лица с любой организационно-правовой формой собственности, а также физические лица-предприниматели, у которых:
  • чистый доход по результатам хозяйственной деятельности составляет от 10 до 50 млн евро по курсу НБУ, а стоимость активов не превышает 20 млн евро;
  • численность работников за отчетный период составляет от 50 до 250 человек.
  1. Субъекты малого предпринимательства. Это юридические лица и ФЛП с годовым доходом до 10 млн евро и численностью работников от 10 до 50 человек.
  2. К последней группе относится микробизнес. В эту категорию входят предприниматели с численностью работников до 10 человек и годовым доходом до 700 тыс. евро.

Документы, которые обязаны предъявить проверяющие

Плательщику налогов нужно знать, кто имеет право проверять предпринимателей. В 2020 году в Украине действовал мораторий на проведение налоговых проверок, но это не касалось пожарной инспекции и представителей органов исполнительной власти. Поэтому, если на предприятие пришел налоговый инспектор, следует убедиться, что он настоящий. То, какие документы при проверке налоговой должен предъявить проверяющий, определено пунктом 81.1 Налогового кодекса. К ним относятся:

  1. Направление, подписанное руководителем контролирующего органа и заверенное печатью. В документе должны быть указаны:
  • наименование и реквизиты проверяемого объекта;
  • номер приказа о проведении проверки;
  • основания для налоговой проверки;
  • цель и вид проверки (плановая, внеплановая, фактическая);
  • сколько длится налоговая проверка;
  • ФИО и должность инспектора, который будет осуществлять проверку.
  1. Служебное удостоверение проверяющего, образец которого утвержден приказом ГФС № 207 от 23.10.2014 года.

Как подготовиться к налоговой проверке

Все, что нужно знать при проверке налоговой инспекцией хозяйственной деятельности компании, определено в Налоговом кодексе Украины, но для любого руководителя налоговая проверка — неприятная процедура. Она пройдет безболезненно, если деятельность предприятия ведется в соответствии с действующим законодательством. Однако в реальной жизни налогоплательщики и контролирующие органы по-разному толкуют нормы закона. Поэтому руководителю следует знать, как подготовиться к налоговой проверке. Поскольку у каждой компании имеются нарушения в оформлении документов, их следует выявить заранее. При подготовке к проверке целесообразно:

  1. Провести совещание с главным бухгалтером фирмы, чтобы уточнить, какой период имеет право проверять налоговая, и определить меры, необходимые для устранения нарушений, которые могли возникнуть за 3 года, предшествующих проверке.
  2. Подготовить персонал. Сотрудники бухгалтерии должны знать, что имеет право проверять налоговая инспекция, поэтому для них нужно составить инструкции, как вести себя при встрече с инспектором.
  3. Провести ревизию бухгалтерских документов, связанных с уплатой налогов, ведением счетов, складского учета, денежных расчетов и оформлением отчетности.  
  4. Пригласить аудитора. Он поможет выявить нарушения и проконсультирует, как пройти налоговую проверку с минимальными потерями.
  5. Позаботиться об адвокате, который обеспечит юридическое сопровождение проверок.

Особенности обжалования налоговой проверки

Документальное оформление результатов налоговой проверки предусмотрено ст. 86 Налогового кодекса Украины. После каждой проверки, за исключением камеральной и электронной, оформляется акт, если были выявлены нарушения, или справка, если нарушения не обнаружены. Документ составляется в двух экземплярах, его вручение выполняется под роспись налогоплательщика.

Если хозяйствующий субъект не согласен с решением инспектора, он должен знать, как обжаловать акт налоговой проверки. Согласно ст. 56 Налогового кодекса результаты могут быть обжалованы в два этапа:

  • в досудебной форме путем подачи возражений на акт проверки и жалобы в контролирующий орган высшего уровня;
  • в судебном порядке.

В первом случае письменное заявление или жалоба в вышестоящий контролирующий орган подается в течение 10 дней с момента вручения налогового уведомлениярешения. К нему нужно приложить расчеты по начислениям сборов и штрафов, а также акты о результатах проверки. Контролирующий орган принимает решение в течение 20 дней с момента получения жалобы. Если субъект с ним не согласен, он может подать иск в административный суд. Пока досудебное или судебное разбирательство не закончится, сумма доначислений и штрафов считается несогласованной и не подлежит взысканию в бюджет.  

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправьте нам заявку на получение консультации!
Наш консультант перезвонит Вам в течении рабочего дня