Участие в тендерных процедурах госзакупок, выгодно для бизнеса, поскольку оплата гарантируется государством.
Но обратная сторона этого процесса – пристальное внимание со стороны правоохранителей (полиция, СБУ, прокуратура) этих тендерных процедур госзакупок и оплаты по ним. Зачем они это делают, вопрос риторический…
Банальная ситуация: выиграл тендер, провел поставки, получил деньги за это от государства, и уголовное дело.
С подобными «кейсами» сталкивается 50 % бизнеса, которые участвуют в тендерах и госзакупках. Причем участвуют без откатов и серых схем.
Это легко проверить, например, скандалы по закупкам давно и прочно удерживают топы в новостях.
Зная обратную сторону, когда правоохранители выявляют нарушения в госзакупках по тендеру, с уверенностью можем сказать, что их претензии довольно часто носят надуманный характер и преследуют цель – вызвать бизнес «на диалог».
Поэтому, к новостям о том, что «коммерсанты надурили государство» мы иногда относимся скептически.
Наиболее часто хронологически ситуация выглядит так:
- Состоялся тендер.
- Состоялась сделка.
- Прошла оплата
- Прошло время.
- Появляются претензии и уголовное производство…
Разберемся с возможными вариантами претензий и уголовных производств:
Статья 191 УК Украины (присвоение, растрата чужого имущества путем злоупотребления своим служебным положением).
Наиболее часто встречающийся случай давления на бизнес (порядка 70% от общего числа). Суть претензий состоит в том, что поставленный товар или услуга – некачественные (не соответствуют ГОСТ, ТУ, договору или прочему), а полученные от государства деньги за это, незаконно присвоенные.
Как мы защищаемся:
- Доказываем, что товар/услуга были качественные.
- У нас не было намерения поставлять государству некачественный товар/услугу.
- Претензии государства лежат в хозяйственной, а не уголовной плоскости, т.е. если оно считает, что товар/услуга некачественные, то нужно идти в хозяйственный суд.
Статья 205-1 УК Украины (подделка документов, которые подаются для регистрации юридического лица).
Суть претензий состоит в том, что в цепи Ваших поставщиков, находится фиктивное предприятие, поэтому, непосредственно, Ваша сделка носит сомнительный характер.
Как мы защищаемся:
- Доказываем, что товар/услуга были поставлены.
- У нас не было сговора с таким контрагентом, мы не несем и не можем нести ответственность за действия такого контрагента.
Статья 209 УК Украины (отмывание средств, полученных преступным путем).
Суть претензий состоит в том, что мы сначала незаконно получили деньги, обналичили и потратили их. Как правило, эта статья идет в связке с другими статьями (191, 205-1, 366).
Как мы защищаемся:
- Доказываем, что товар/услуга были поставлены.
- Доказываем, что поставленные товар/услуга были качественные.
- У нас не было намерения поставлять государству некачественный товар/услугу.
- Мы не можем нести ответственность за действия наших поставщиков.
Статья 364-1 УК Украины (злоупотребление служебным положением).
Суть претензий, как правило аналогично претензиям по статьям 191, 205-1, 209. Поэтому и защищаемся мы также.
Статья 366 УК Украины (служебный подлог).
Суть претензий состоит в том, что в договор, накладную или акт внесена недостоверная информация относительно ассортимента, количества или качества поставленных товаров/услуг. Данная статья довольно часто сопряжена со статьей 191 УК Украины.
Как мы защищаемся:
- Доказываем, что товар/услуга были поставлены в объемах и на условиях, которые согласованы.
- Мы не имели намерений кого-то ввести в заблуждение.
- Если документ и содержит ошибки, то они могут носить случайный характер и не направлены на обман.
Чем мы можем быть полезными для Вас:
- Мы используем все законные способы для защиты бизнеса в подобной ситуации.
- Мы практикуем применение нестандартных способов защиты (от законных способов избегания выемок документов до проведения экспертиз, которые подтверждают правоту предпринимателя).
- Мы стараемся максимально возможно упредить подобные ситуации в будущем.